Ольга Шишко

Ольга Шишко

 

 

 

 

 

 

  • искусствовед, специалист в области искусства новых технологий
  • директор и куратор проектов Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
  • создатель одной из старейших и самых обширных в России медиатек современного искусства

 

 

Я узнала об Объединении «Выставочные залы Москвы» еще до того, как это объединение состоялось, так как входила в экспертный совет выставочных залов. На моих глазах сложилась очень сильная группа профессионалов: художники, менеджеры культуры, креативные кураторы. Они поставили перед собой цель – вдохнуть новую жизнь в районные выставочные залы. Георгий Никич, Катя Бочавар, Виталий Пацюков, Лариса Гринберг, Алексей Шульгин– это все имена людей, которые сегодня оказывают влияние на искусство, могут сказать в нем новое слово. Во главе Объединения встала Лиза Фокина– потрясающий руководитель на территории искусства. Она очень тонко чувствует искусство и не пытается все замкнуть на себе, привлекает к работе высококвалифицированных специалистов. Несомненно, что со всеми этими людьми районные галереи обретут новый облик.

И сегодня это уже происходит. Одни залы обретают новое «лицо», обратившись к медиа искусству, как, например, зал «Ростокино», превращенный Алексеем Шульгиным в «Электромузей»или галереи-мастерские ГРАУНД«Ходынка» и «Песчаная», где активно идет работа, связанная с саунд-артом. Эти две последние из названных галерей ставят интереснейший эксперимент – работают на пересечении таких территорий, как музей, театр, музыка и современное искусство и при этом осуществляют социокультурный проект, по «вовлечению населения в творческую деятельность». Поясняю, аббревиатура ГРАУНДрасшифровывается, как «государственный районный артистический университет народных дарований».

Другие залы, такие как «Беляево»и «На Каширке» , войдя в Объединение, возвратили себе славу 1980-90-х годов. Ведь эти залы вошли в историю становления современного искусства России. Легендарные залы! Да что легендарные, это были наши любимые залы! Помню, как там проходили первые выставки актуального искусства, у моего мужа - Алексея Исаева (одного из пионеров российского медиа- искусства. Прим. ред.) - первая персональная выставка состоялась в «Беляево». Какая в этих залах тогда кипела жизнь! И вот сегодня она закипает снова.

То, что еще недавно происходило в районных выставочных залах, мне очень не нравилось. Что там было в последние годы? Детские кружки, курсы английского, клубы по интересам? Районные выставочные залы в какой-то момент заменили собой дома культуры. Они простаивали, туда абсолютно не тянуло молодежь. И это показатель, ведь молодежь – это главное. Выставочные залы должны демонстрировать молодым людям, куда идет современная культура. Но не только: еще они должны показывать, что молодым в этой культуре есть место. Это осознание своей принадлежности современной культуре, дает импульс для мысли, рефлексии, самореализации и будущего. Вам бы хотелось иметь молодежь думающую, рефлексирующую, способную на осмысление своих поступков, генерирующую идеи? Так вот с теми кураторами и художниками, которые сегодня пришли в районные выставочные залы, мы можем такую молодежь создать.

Я уверена, что молодежь очень скоро «заселит» районные выставочные залы. И залы эти станут центрами думающего, мыслящего искусства, где встречаются перформанс, кинематограф, музыка, поэзия, где происходит осмысление традиций прошлого и создание будущего.

Я внимательно слежу за происходящим в Объединении. И знаете, что мне больше всего нравится? То, что нет в этом объединении никаких «единых», «усредняющих» рамок, никакой «общей колокольни». У каждого зала остается (или возникает) свое лицо, свое направление. Это не исключает общей концепции деятельности Объединения, наличия оригинальных сетевых программ.

Интересно, как кураторы учитывают и среду, и место расположения залов. Вот, например, «Ходынка» и «Песчаная» расположены в районе Сокола со всем известным в Москве поселком художников. Это уютное место. И залы эти тоже стали уютным местом, где комфортно чувствуют себя и художники, и саунд-артисты, и музыканты, и композиторы, и поэты.

Когда я была на финисаже галереи-мастерской «На Песчаной», мне особенно приятно было видеть художников, съехавшихся на Сокол со всех концов города, так же, как раньше они съезжались на вернисаж куда-нибудь в центр. «Песчаная» и «Ходынка» становятся сегодня местом притяжения для всего нашего арт-сообщества.

Что касается переименования залов, то не вижу в этом никакой проблемы. Вполне понятно, что залы получают новые названия. Ведь если у зала должно быть имя, то это имя должно окрылять. Когда я читаю «Электромузей» , или «галереи-мастерские ГРАУНД», мне хочется узнать, что стоит за этими названиями. Мало того, я понимаю, что хочу прийти именно в те залы, чьи названия изменились. Это как желание во что бы то ни стало разгадать до конца кроссворд. Пока не разгадаешь, не успокоишься. Новые названия свидетельствуют, что залы живут своей собственной жизнью, интенсивной, яркой, интересной. Они не замыкаются «на районе», а притягивают к себе людей со всех сторон – и художников, и публику.

Между прочим, вот это движение «во вне», вот этот выход за границы, пределы, ограничения очень свойственно залам, вошедшим в Объединение. Символично, что оно находит отражение и в стремлении многих кураторов Объединения к таким формам современного искусства, как лэнд-арт и стрит-арт. Причем среди кураторов Объединения есть люди, которые особенно хорошо разбираются, к примеру, в лэнд-арте. Вот Юлия Бычкова – один из лидеров фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние». Правда на «Архстояние» в Калужскую область не каждый доедет. Но теперь, когда Юля стала продюсером сразу двух московских выставочных залов «Ходынка» и «Песчаная», она будет делать в Москве то, что делала на «Архстоянии». И это как раз то, чего нашему городу весьма не хватает.

Чего вообще нам не хватает? Духа авангарда! Сегодня авангард не тот, что в начале прошлого века. Прошло время, когда массы шли за художником. Сегодня художник пропускает массы вперед себя, и они творят искусство. Позиция эта, кстати, очень близка тем, кто работает в Объединении «Выставочные залы Москвы».

Полина Дашкова

Полина Дашкова

 

 

 

 

 

  • Писатель
  • Автор детективных и исторических романов

 

 

 

 

«ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ, ИЛИ ШВАБРА С БАНТИКОМ»

Я знаю, что сегодня в районных выставочных залах Москвы происходят большие изменения. Приходят новые люди, новые художники, кураторы, и в результате там, где обычно демонстрировалось традиционное академическое искусство,  появляется  искусство современное. Как я могу к этому относиться? По-разному.  Ведь и современное искусство тоже разное.  

Я не раз бывала в музеях современного искусства – российских и зарубежных. В Музее современного искусства в Нью-Йорке я запомнила целый ряд одинаковых холстов с одним единственным  мазком по центру. Что это? Зачем?  Помню, как, придя на выставку в Красноярский культурный центр, я шла через множество залов и в одном из них  вдруг увидела груду арматуры и труб. «Нет-нет, это у нас не ремонт, а инсталляция», - объяснили мне.

Честно говоря, подобное современное искусство мне чуждо, и, боюсь, не только мне. Так что если в районных выставочных залах будут показывать нечто подобное и какую-нибудь швабру с бантиком станут называть произведением современного искусства, то, думаю, публику это отвратит. Почему? Да,  потому что в этой швабре с бантиком нет внутреннего смысла, он не заложен в ней с самого начала.  Между тем, если  внутренний смысл есть, то будь произведение даже очень странным, зритель его примет и поймет. Вот, например, Гауди и Дали кажутся большинству  людей странными, но они не отвращают, а вызывают интерес. Даже людей совсем необразованных эти художники чем-то привлекают: внутренний смысл произведения пробуждает мысли и чувства.

Так что самое главное – вкус и внутренний смысл. И если художникам и кураторам, которые  сегодня преображают районные галереи, это дано, то я уверена, их ждет успех.   

Что касается переименования галерей, то тут все просто.  Популярные, хорошо известные жителям района галереи, конечно, переименовывать не стоит, ведь их названия – это    бренд. А все остальные – почему бы не переименовать? Только новое название должно быть лаконичным, четким, легко запоминающимся.   

Александра Селиванова

Александра Селиванова

 

 

 

 

  • Кандидат архитектурных наук
  • Старший научный сотрудник НИИ Теории и истории архитектуры
  • Руководитель Центра авангарда (при Библиотеке "Просвещение трудящихся")

 

 

 

На мой взгляд, объединение галерей – удачное решение, хотя, вероятно, временное. Сейчас это возможность быстро и эффективно переформатировать галереи, привлекая успешных кураторов, но  в дальнейшем, может быть, этим галереям предстоит автономная жизнь. Обновление галереям было необходимо, так как деятельность их за редкими исключениями была весьма непрозрачной и непонятной с точки зрения, как местных сообществ, так и общей культурной политики города. Где-то галереи оказывались совершенно маргинальными выставочными залами «для своих», где-то – только источником дохода. В целом, необходим был анализ деятельности каждой конкретной галереи,  расширение программ, проектов и потенциальных аудиторий и т.д.

Мне кажется, политика  «арт-миссионерства» не вполне себя оправдывает, если проводится разово или чересчур агрессивно. Привезти  актуальное искусство, к примеру, в Дегунино или Марьино – это тупик. Да  и есть в этом некоторый неуместный снобизм, по-моему. Мне кажется, галереям предстоит еще пройти долгий путь по изучению контекста, среды, им нужно «приручить»  аудиторию,  прежде чем начинать какую-то более активную деятельность. Проекты «Мифология района», «Стены для людей» -  вот  инструменты, нужные для того, чтобы начать разговор с местным сообществом.

До реконструкции я была только в галерее «Замоскворечье». В остальных мне бывать не приходилось из-за их расположения и довольно невнятной выставочной политики. Насколько я понимаю, реконструкция только идет, во многих залах еще даже не начат ремонт, а где-то реформы только начались, и реализовано пока  по паре проектов. Полагаю, какое-то суждение о происходящем можно будет высказать лишь в следующем году. Но уже сейчас можно возлагать большие надежды на «Электромузей» и галерею «Пересветов переулок», не говоря уж о галерее «На Шаболовке», с которой наш Центр авангарда планирует тесно  сотрудничать.

Про названия единого мнения у меня  нет. В случае с тем же «Электромузеем» - это удачная история. Где-то старое название было нелогичным и вносило путаницу:  где находится Замоскворечье, а где выставочный зал с этим названием! В большинстве случаев новые названия оправданы. За исключением  галереи «Ковчег». Это  одна из наиболее успешных, известных галерей, и мне кажется не вполне верным решение переименовать его в «Место на Тимирязевской».  Это имело бы смысл  только в случае полной смены концепции и выставочной политики галереи, что само по себе было бы грустно …  Вопросы вызывает у меня и название «Загорье», по-моему, это немногим лучше «Наследия», плюс появился какой-то фольклорный налет. Нужно ли это?

Если галереи будут работать с контекстом, со средой,  не «пересаживать» проекты с центральных площадок, а «выращивать» их на месте, по максимуму используя запрос и специфику района (и не с отстраненных позиций колонизаторов, а изнутри),  то успех Объединению «Выставочные залы Москвы» гарантирован.

 

 

Кирилл Разлогов

Кирилл Разлогов

 

 

 

 

  • Известный кинокритик и культуролог
  • Куратор Московского международного кинофестиваля – о переменах, происходящих в выставочных залах Москвы.

 

 

 

 

«ВСЕГДА НУЖЕН КАКОЙ-ТО ШОКОВЫЙ ЭФФЕКТ»

Кирилл Эмильевич, как вы относитесь к самой идее объединения районных галерей, проводимому сегодня Объединением «Выставочные залы Москвы»?

Знаете, в любом процессе объединения всегда есть две стороны. С одной стороны, все становится более крупно и более влиятельно, а с другой, вошедшие в объединение лишаются возможности самостоятельно определять свою политику и быть более разнообразными. Поэтому я боюсь этой идеи с точки зрения единообразия, потому что у нас сейчас все идет к унификации, но с другой стороны, понимаю, что объединение галерей наверняка усилит позиции актуального изобразительного искусства в общественном сознании. Так что, в принципе, это хороший проект.

А что вы думаете об идее децентрализации, которая является для Объединения особенно значимой? Объединение считает своей целью привести на окраины Москвы искусство "из центра", познакомить жителей спальных районов с новыми актуальными тенденциями, современными художниками, сделать искусство близким...

Я очень хорошо отношусь к идее децентрализации, очень хорошо отношусь к идее перемещения активной арт-жизни из центра в спальные районы Москвы и созданию культурных центров, которые оживляли бы жизнь, что называется, далеко от Кремля. Как это сделать? Тут нужны какие-то инициативные группы на местах. Потому что просто разбросать современное искусство в по галереям на окраинах – это ничего не даст. Нужно бросать его в те места, где уже есть какая-то подготовленная аудитория.

То есть, вы советуете, нашим кураторам не торопиться приносить в галереи современное искусство, чтобы не шокировать неподготовленного зрителя?

Ну, как сказать… Порой шок – это как раз лучший способ подготовки. Артиллерийской подготовки. Для того, чтобы привлечь внимание, всегда нужен какой-то шоковый эффект. Если, конечно, он не очень сильный и не вызывает радикального отторжения.

Мы переименовали некоторые галереи. Как вы думаете, мы правы? Или старые привычные названия нам лучше было бы не трогать?

А это уже зависит от того, стоит ли за этим привычным старым названием какой-то имидж. Если имидж будет радикально изменен, само собой надо менять название. Ну а если имидж меняться не будет, то и название менять не нужно. Хотя есть ведь такой метод - ребрендинг. Согласно ему содержание может оставаться прежним, но название нужно менять, чтобы привлечь внимание. В принципе, время от времени менять названия не вредно. Но нужно думать, что за этим последует.

Вот мы тоже думаем, что за всем этим последует. Надеемся, конечно, что после всех изменений, которые районные галереи переживают сейчас, они станут более популярными среди населения. А как вам кажется? Станут они более популярными?

Ну, поскольку до сих пор, как мне кажется, они совсем не были популярны, то теперь они станут популярными безусловно. (Смеется.) Удачи вам!

Илья Малков

malkov1.jpg

Илья малков

 

 

 

 

 

  • Дизайнер
  • Краевед
  • Член инициативной группы «Шаболовка» 

 

 

 

Объединение районных галерей, проводимое Объединением «Выставочные залы Москвы», и изменения, которые происходят сегодня в них, я считаю полезными и своевременными. Раньше, когда галереи существовали отдельно друг от друга, работа в них велась не очень хорошо. Где-то не хватало денег, где-то опыта, где-то еще чего-то. А объединение ведет к более продуктивной работе галерей, они становятся более современными, а  деятельность их – более эффективной. По инициативе правительства сейчас ведь объединяются не только культурные институции, но и организации внутри муниципального района:  школы, садики, мфц. Теперь, когда поставлена какая-то задача, есть общая программа или, к примеру, планируется праздник, то делают всё все вместе, и результат получается лучше.   

Что касается названия галереи, то новый вариант «На Шаболовке» звучит более точно, чем старое «Замоскворечье». Знаете, сейчас возникает много инициатив по популяризации районов и их идентификации. Так вот район Шаболовки является знаковым местом, которое может стать настоящим культурным центром – с башней Шухова  в качестве доминанты района. Так что название галереи «На Шаболовке», я считаю  логичным и перспективным. Я не против такого переименования. 

Хотя на самом деле, оно тоже не совсем точное. Ведь район, где  расположена галерея, раньше назывался Хавско-Шаболовским. Там и сейчас сохранился уникальный жилой комплекс в стиле конструктивистских поселков 1920-х годов.  В центре его располагался детский культурный центр с детским садиком и библиотекой, там сейчас как раз и находится галерея. Поэтому было бы логичнее назвать галерею Хавско-Шаболовской. Мне, как краеведу, хотелось бы видеть на карте района это старое название хотя бы в качестве названия галереи. тем более, что  словосочетание «На Шаболовке» широко используется в районе: ресторан «На Шаболовке», клуб «На Шаболовке». Впрочем, повторюсь, я   совсем не против  названия «На Шаболовке» для галереи.  

Ксения Басилашвили

bas1.jpg

Ксения басилашвили

 

 

 

 

 

  • Журналист
  • Ведущая радиостанции «Эхо Москвы» 

 

 

 

 

 

 

 

«ЛИДЕРЫ МНЕНИЯ И АЛЬТЕРНАТИВА «АШАНУ»

Районные галереи никогда ранее не были предметом моего пристального внимания. И, думаю, я в этом не одинока. О самом существовании их в большинстве случаев можно было только догадываться.  А если и забредёшь ненароком, внутри всё случайно – дежурные выставки, скучающие работники.
 
Ситуация зеркальная с районными библиотеками, какими они были еще несколько лет назад. Так что перемены необходимы.  Единственный шанс выживаемости таких пространств – это попытка стать лидерами мнения в каждом конкретном округе.
 
Жители района благодаря таким галереям будут в курсе событий. Смотреть Пикассо или Гойю все всё равно отправятся в ГМИИ. А вот лекторы ГМИИ (например) или художники, для которых Пикассо и Гойя важны, вполне могут  выступить в такой галерее. Или Марина Лошак  может рассказать  здесь о перспективах развития своего музея, на чаепитии с жителями.
 
Кажется, в галерее "Измайлово" запускается подобный проект, "Полдник с Пикассо", рассчитанный на семейное посещение. Но стоимость, почти 1000 рублей явно завышенная. Ни одна детская районная студия не берёт таких сумм за одно занятие, средняя цена 500 рублей. 
 
Галереи – информационные центры. Обо всех визуально-архитектурных изменениях района, вплоть до обсуждения цветовой гаммы фасадов можно узнавать в местной галерее. И обсуждать там же! Почему бы и нет? В конце концов, не все москвичи смирились с гарнизонной раскраской бордюров и дворов. Отсюда вытекает – галерея инновационная площадка. Место встречи современных дизайнеров, архитекторов, художников. Место столкновения мнений.
 
Это красивое, уютное место. Альтернатива "Ашану" в плане семейного "культурного" посещения. Просто приятно зайти и посидеть, походить, пообщаться. Да, это клуб. И несколько элитарный.  "Вы были в галерее на выставке?" - такой вопрос должны обсуждать мамаши в детском парке. А ещё там, в галерее, есть детская комната. Потому что мамы с детьми будут основными посетителями таких пространств в ежедневном режиме. Они пойдут туда. Могут пойти. В конце концов, там интересные  выставки и лучшие кураторы.
 
Что касается переименования  галерей, то в ряде случаев это, наверное, нужно. Но я была удивлена, узнав о переименовании практически единственной живой и профессиональной  городской галереи, которой тоже – для чего? –  дали другое имя.

Речь о галерее "Ковчег". Она прекрасно работала под этим именем и известность свою получила именно как "Ковчег". О чём говорит переименование? Зачем оно? Выставки в "Ковчеге" были музейного уровня, одна интересней другой, материал каждый раз редкий, темы необычные. Стоило ли переименовывать? Проект посчитали неудачным? Надеюсь, что многолетние кураторы и авторы выставок этой галереи продолжат свою деятельность. В любом случае абсолютно правильный выбор – назначение Сергея Сафонова куратором галереи "На Таганке". Рада лично, так живу в пяти минутах от этого, совсем недавно "затянутого паутиной" скучнейшего зала. Интересно, какие изменения ждут его теперь.  

Константин Гроусс

grouss.jpg

Константин гроусс

 

  • художник
  • хореограф
  • куратор
  • директор Международого культурного проекта «Арт-резиденция» 

 

 

 

 

Деятельность выставочного зала направлена  на развитие искусства и локального сообщества. В трансформации концепции развития художественной практики необходимо учитывать важность самоидентификации людей, проживающих в районе, одним из культурных центров которого является зал. И в дальнейшем раскрывать те черты, которые присущи именно этому месту. Новая форма существования зала в формате галереи-мастерской, арт-резиденции, позволяет включить удалённый от центра район мегаполиса в международную дискуссию о развитии локальных сообществ через искусство и творческую самоидентификацию.

Выставочная деятельность, образовательные программы, которые обеспечиваются постоянной ротацией талантливых художников со всего мира, позволят в течение нескольких лет сформировать сначала понимание территории, а затем и уникальный тренд развития её образа и культурной жизни.
 
Эта жизнь должна быть связана и с названием места и с соседними территориями. Совершенно естественным представляется в этом случае смена названия "Феникс" на Галерея-мастерская "Сколково", ясно обозначающее и тип деятельности и  местоположение зала. Смена имени галереи представляется закономерным шагом в развитии политики децентрализации, которую проводит Департамент культуры г. Москвы в течение последних лет.
 
Кроме того, надо учесть, что  деятельность галереи направлена на интеграцию инновационной художественной практики в жизнь современного мегаполиса. На этом фоне естественным становится сотрудничество с ближайшим  соседом галереи-мастерской - Инновационным центром "Сколково". (С его культурным департаментом уже  достигнуто предварительное соглашение о возможном партнёрстве в разработке совместных программ. )
 
Работа художника в любой области  – это прежде всего процесс. Чем процесс глубже и интереснее, тем более значимым оказывается его результат. Значение это трудно определить в абсолютных величинах, однако с течением времени именно оно определяет и яркость формы, и мощность того, что ее наполняет.
 
Участвуя во многих международных художественных программах, я на опыте убеждаюсь в важности получения шанса на полное погружение в свой собственный творческий процесс. Стимулом для подобного погружения часто являются и тотальная смена окружения, и новые контакты, и максимально благоприятная стимулирующая среда в мастерской. В создании таких условий я вижу смысл системы международных арт-резиденций, частью которой мы можем сделать две галереи-мастерские – «Варшавка-Фрагмент» и «Сколково».  Программа резиденций непосредственно связана с интеграцией искусства и современного мегаполиса, созданием в городской среде ярких смысловых точек, приданием нового смыла городским процессам и вовлечением в творческий процесс жителей города.

Татьяна Шулика

shulika.jpg

Татьяна шулика

 

  • профессор МАРХИ
  • архитектор
  • дизайнер
  • художник 

 

 

 

 

«СДЕЛАТЬ ИСКУССТВО БЛИЗКИМ»

Татьяна Олеговна, как  вы относитесь к самой идее объединения районных галерей, проводимого Объединением "Выставочные залы Москвы"?
 
Я считаю идею такого объединения плодотворной и важной для изменения содержания культурной политики залов. А объединение галерей в блоки вокруг отдельных кураторов, мне кажется, задает их работе определенный вектор, добавляет осмысленности и провоцирует самих кураторов к внятности художественной позиции.
 
Что вы думаете об идее «децентрализации», которая является для Объединения особенно значимой? Наша цель – привести на окраины Москвы искусство из центра, познакомить жителей спальных районов с новыми актуальными тенденциями, современными художниками, сделать искусство близким...
 
Чтобы сделать искусство близким, необходимо не только привезти искусство из центра на окраины, но и менять представление окраин о том, что такое современное искусство. Сейчас это представление весьма неопределенно, а отношение к современному искусству во многом негативно. Это связано с отсутствием у далеких от искусства людей знаний о  постреалистических направлениях ХХ века и их роли в развитии не только современной культуры, но архитектуры и дизайна. Идея децентрализации как активизации просветительства окраин в области современного искусства кажется мне необходимой, и, надеюсь, окажется продуктивной.
 
Что вы думаете о переименовании галерей? Новое название – это новое лицо, новая судьба? А может быть, вы не разделяете нашего энтузиазма и считаете, что привычное название не стоит менять?  
 
Переименование с целью обновления я поддерживаю. Имя, безусловно, влияет на содержание, обязывая ему соответствовать. Приветствую и то, что остались «уличные» названия, привязанные к названиям районов Москвы, – это хорошая традиция. Кроме того, такие названия, как арт-центр «Солнцево», арт-холл «Выхино», галерея «Печатники» вполне в русле сегодняшних тенденций и определяют принадлежность залов к пространству современного искусства.