Дата проведения:

15-18 октября 2014 г.

Место проведения:

ЦВЗ «Манеж»

Адрес:

Манежная пл., д. 1

Часы работы:

11.00-22.00

INSTRUMENTA

С 15 по 18 октября в рамках московского Международного Форума «Культура. Взгляд в будущее» были проведены дискуссии о будущем культуры на площадке профессиональной программы Форума - лаборатории «INSTRUMENTA. Искусство пользы».

Разговор о детском современном искусстве собрал большое количество неравнодушных людей.

Своими впечатлениями делится с нами посетительница Форума Милена Мусина.

ПРО КОВЫРЯНИЕ В НОСУ, ДОМИК С ТРУБОЙ И ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

Детского искусства не существует! Попросите ребенка в любой стране мира нарисовать дом, и  каждый, в том числе всю жизнь свою проживший в окружении стоэтажных небоскребов из стекла и бетона, нарисует вам домик с остроконечной крышей и трубой. Почему? Да, потому что это нравится взрослым! Дети ленивы и нелюбопытны, не обладают оригинальным мышлением, ориентированы лишь на одобрение взрослых, легко сдуваются и не способны творить!..

Примерно этими словами  художник Дмитрий Цветков ошеломил аудиторию  дискуссии под  названием «Детское современное искусство» на платформе «Инструмента». Но так как все собравшиеся знали, что детскому искусству Дмитрий Цветков отдает немало своих сил, времени и таланта,  шок быстро перешел в хохот,  а дискуссия, управляемая знающей все о детском современном искусстве Юлией Бычковой,  плавно перетекла в русло «как художнику пробудить в себе ребенка».

Яркие как погремушки художники из группы «Организм Варенье» предложили немало вариантов пробуждения ребенка в душе каждого художника и художника в душе каждого ребенка.  Примеры были с  Детского Арх-стояния, прошедшего этим летом. Особое впечатление произвели  носы, развешанные «Организмом Варенье» на деревьях. Носы были большими, ноздри пузатыми, и детям предлагалось в них  ковырять, познавая на практике, что есть художественный жест.

Между тем, многие пришли на эту  сессию «Инструменты» сразу после обсуждения в Овальном зале новой концепции дополнительного образования (утверждена правительством РФ в сентябре этого года).  О, там была совсем иная обстановка. Там всем было ясно, что ковырять в носу значит бездельничать, а вовсе не творить. И  тем не менее,  обстановка в Овальном зале была не менее интересной и даже более… ирреальной, чем на «Инструменте».

Дискуссия эта называлась «Дополнительное образование: личность ребенка в контексте современного общества».  Спикеры, в том числе автор свежеутвержденной концепции дополнительного образования,  академик Российской Академии образования Александр Асмолов – рассказывали о том, что внешкольные занятия (от скрипки  до  самбо, от макраме до детского паблик-арта) отныне должны стать не дополнительными, а главными в жизни ребенка.  Согласно  концепции заниматься спортом,  искусствами  и прочими вариантами личностного самосовершенствования должны будут к 2020 году 75 процентов  школьников страны.

«В нашей концепции дополнительное образование  называется  персональным образованием. Это  открытое, вариативное образование,  главная  задача  которого – создание у ребенка мотивации к познанию, развитию  и творчеству», – вдохновенно взывал к аудитории академик Асмолов. И аудитория, состоявшая по большей части из педагогов  детских школ искусств и художественных студий,  душевно вздыхала. Все были согласны с концепцией академика на сто процентов. Только шелестел по залу недоуменный вопрос: «Если государству так нужно дополнительное образование, то почему же в этом году его финансирование практически прекратилось?»  Ведь с этого года стали платными занятия практически во всех школах  искусств и школах олимпийского резерва,  в центрах  детского  творчества и школьных кружках Москвы. Раньше они финансировались из бюджета, теперь из кармана родителей.

Увы, вопрос этот задавать было некому, в   зале отсутствовали  представители Министерства образования РФ  и Департамента образования Москвы. Новая концепция дополнительного  образования и действительность,  в которой этому дополнительному образованию (с концепцией и без)  просто нет места,  входили в такое противоречие, что оставаться в твердом сознании собравшимся в Овальном зале удавалось с трудом.

Разрядка наступила, когда слово взяла дама, представившаяся председателем некого союза многодетных матерей. Она обрушила гневную тираду на Евгению Михину, куратора центра «Гараж», заявив, что представители современного искусства не имеют право сидеть в президиуме там, где обсуждаются вопросы культуры, нравственности и произносится святое слово «дети». Аудитория встряхнулась и громко принялась защищать от многодетной дамы современное искусство вместе с нравственностью и детьми….

Большая часть кричавших в Овальном зале вскоре как раз и перешла в аудиторию «Инструменты», чтобы забыв на время об утвержденных правительством «воздушных замках», говорить о «детском искусстве» и пользе «ковыряния в носу».

Право, это было так приятно, сидеть в аудитории «Инструменты», пить кофе, слушать спикеров и читать развешанные по стенам плакаты с изречениями великих, утверждавших, что искусство полезно тем, что оно абсолютно бесполезно. Кстати, лучше великих эту полезную бесполезность понимают только дети. Те самые дети, что и дома, и на уроках дополнительного образования неизменно рисуют домик с остроконечной крышей и трубой.