2024
ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНОГО ИСКУССТВА «ЧАСТОТЫ»

Объединение «Выставочные залы Москвы» поддерживая десятилетие науки и технологий, а также инициативу «Наука как искусство» вот уже пятый год проводит фестиваль научного искусства «Частоты» в формате серии программных выставок, посвященных научному искусству, а также содействует развитию инновационных проектов в области экспериментального искусства и экспериментальной науки.


Автор идеи и концепции фестиваля «Частоты» – художник и куратор Елена Ковылина.

О ЧАСТОТАХ

Частота — физическая величина, характеристика периодического процесса обозначается буквой латинского алфавита f. В квантовой механике частота колебаний волновой функции имеет также физический смысл энергии этого состояния.


Здесь мы рассматриваем высокую частотность циклов самосовершенствования технологий искусственного интеллекта и волновую материю самой энергии.


В художественном контексте название фестиваля «Частоты» отсылает нас к тому, что все в нашем мире имеет свою уникальную неповторимую частоту: каждое явление, каждый живой вид или растение имеет волновую природу, свою уникальную «вибрационную подпись» и подчиняется универсальным алгоритмам и числовой матрице Вселенной.

О ФЕСТИВАЛЕ
Это ежегодный фестиваль научного искусства. Пятый сезон фестиваля научного искусства «Частоты» будет проходить с сентября 2024 по январь 2025.

Фестиваль состоит из цикла тематических выставок и мероприятий: конференций, лекций, перформансов, которым предшествуют общение и взаимодействие ученых и художников.

Образовательная программа - гуманитарные направления и естественно-научные. Теория, философия и методология науки. Технологичные мастер-классы. Конференции.

Пятый сезон фестиваля научного искусства «Частоты 5.0. Разность потенциалов» представит серию выставочных проектов «Разность потенциалов», посвящённую исследованию таких физических феноменов, как поле, энергия, импульс, частота, а также звук, свет, цвет, дифракция и интерференция, - в контексте художественного осмысления разнообразия современных трактовок материальности.

Принять участие в проекте можно отправив заявку на почту artscience@vzmoscow.ru
Обсудить партнерство в фестивале v.maksimova@vzmoscow.ru
МИССИЯ

Миссия фестиваля заключается в объединении двух типологий — эстетического, то есть по большей части чисто созерцательного состояния, с сугубо научной оценкой происходящего, в объединении художественного опыта и строго научного подхода. Как например, когда мы имеем дело с шедеврами мирового художественного искусства, должны ли мы учитывать технические, исторические, производственные и иные аспекты его создания.


Конечно, взгляд художника был бы сосредоточен на формальных, эмоциональных и иных аспектах восприятия. Взгляд ученого, напротив, будет сосредоточен на технологических параметрах произведения. Мы предлагаем соединить два взгляда в одну общность — без права превалирования одного над другим.


Извечная дилемма эстетического и физического отныне может быть разрешена в синтезе целого ряда авторских достижений и подтверждением этого является фестиваль Частоты, объединивший в себе огромную плеяду современно мыслящих авторов.

ЦЕЛИ

Формирование понимания в обществе роли инноваций для принятия осознанного выбора в пользу гуманистического или трансгуманистического пути развития общества. Утверждение гуманистического вектора развития современной культуры в эпоху внедрения новых технологий.

ЗАДАЧИ
  1. Определение четких критериев, призванных определить общее поле в искусстве и в науке, которые до сих пор не явны.
  2. Построение платформы взаимодействия искусства и науки, художников и ученых.
  3. Создание условий совместной работы ученых и художников для возникновения произведений научного искусства.
  4. Построение сетевого сообщества авторов научного искусства в России.
  5. Координация работы художников и ученых на территории научных лабораторий
  6. Создание серии тематических выставок.
  7. Образовательная программа.
О НАПРАВЛЕНИИ НАУЧНОГО ИСКУССТВА
Научное искусство (art science) — область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического. Арт - объекты "научного искусства" опираются на достижения ученых, серьезную исследовательскую базу, но при этом обращаются к эмоциям, позволяя не только осмыслить, но и прочувствовать науку. Современные практики научного искусства по своей природе трансдисциплинарны: это сочетание искусства, науки и инженерии. Цель подобного типа деятельности, часто осуществляемой творческими коллективами, участники которых обладают различными навыками, заключается в расширении границ и инструментов художественной практики с опорой на научные концепции и методики.

Искусство и наука вступают в творческое взаимодействие. Полученные произведения носят гибридный характер: они относятся к области как научного познания, так и художественного опыта. Представители научного искусства преследуют несколько основных целей: исследовать, понять и визуализировать в процессе творчества сложнейшие проблемы современной науки и пост-технологической культуры; использовать искусство в качестве посредника и инициатора общественной дискуссии на тему отношений науки и технологии с современной культурой и цивилизацией (например, с точки зрения трансгуманизма, постгуманизма и энвайронментализма); генерировать и реализовывать новые интегрированные научно-художественные практики, нацеленные на поиск новых творческих стратегий в современной пост- технологической культуре; а также критически взглянуть на методы и процедуры, которыми пользуется наука и инженерия в свете вызовов и потребностей современного общества.

Научное искусство — это область деятельности, которая базируется на соблюдении баланса эстетического восприятия и строго научных характеристик. В то время, как художественное восприятие базируется исключительно, либо в основном на этико-эстетическом уровне, научное знание предполагает совершенно иную категориальную системность.

В искусстве мы воспринимаем, в науке мы управляем.
В искусстве мы созерцаем, в науке мы наблюдаем.

В науке необходимым условием наблюдения является инструмент воздействия. В искусстве, созерцая, зритель полностью растворяется в объекте созерцания. В науке сохранена постоянная контролируемость наблюдения. Конечно, для абсолютного большинства, выход в космос корабля «Восход -1» был чисто эстетическим впечатлением, когда в ЦУП траектория движения спутника была предметом научно-технического наблюдения. Данное категориальное противопоставление актуально и по сей день.

Искусство — созерцаемо, но не воспроизводимо. Наука, напротив, «невидна», но контролируема. В пересечении этих крайне сложных критериальных особенностей мы рассчитываем на встречу художественного и научного взглядов, - методов созерцания и наблюдения, радости познания и власти контроля, в конце концов, некой священной способности восприятия, в синтезе чисто технического навыка управления, - вот в чем заключается сущность научного искусства на сегодняшний день.

Ошибочно полагать, что художник является исключительно иллюстратором работы учёного. Художник в научном искусстве — равноценный исследователь и партнер, способный конструировать формы с новой технологической функциональностью и метафизическими свойствами, преобразуя компоненты специализированного оборудования, реинкарнируя их физический потенциал в назначении элемента художественного произведения. Опираясь на актуальность современных потребностей общества на научные и экологические решения глобальных проблем, художник представляет, как будущие достижения науки смогут гармонизировать живые организмы с неживой материей технологий.

Неотъемлемые характеристики составляющих направления научного искусства:

НАУКА
  1. Наблюдаемость (действия, процессуальность)
  2. Контролируемость (в любой момент можно прервать, остановить)
  3. Воспроизводимость (уметь повторить) = объективность

ИСКУССТВО
  1. Созерцаемость (образ)
  2. Процессуальность (действие, перформанс)
  3. Допустимость случайности = субьективность

НАУЧНОЕ ИСКУССТВО = ЭКСПЕРИМЕНТ + ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ + ОБРАЗ + ЭСТЕТИКА + ЭТИКА + ОБЬЕКТИВНОСТЬ + СУБЬЕКТИВНОСТЬ

Можно сделать вывод, что определяющими в научном искусстве являются не формальные и стилистические, но сущностные признаки, соответствие следующим критериям:
• наблюдаемость (процессуальность),
• контролируемость (в любой момент можно прервать, остановить),
• воспроизводимость (уметь повторить),
• созерцаемость (образ),
• контролируемая случайность.

ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ИСКУССТВА

• Междисциплинарность

• Командная работа, в которую входят представители как от художественного сообщества, так от научного

• Технологичность

• Полученные произведения носят гибридный характер: они относятся к области как научного познания, так и художественного опыта

• В основе творческого метода лежит исследование и эксперимент

• Применение этических критериев к тому, чем занимается современная наука и инженерия

О ФОРМАТАХ

Кураторы фестиваля научного искусства «Частоты» отдают предпочтение работам и междисциплинарным практикам: исследованиям в области научного искусства, научным изобретениям и технологиям, аналитическим произведениям, обращенным к классической эстетике, построенной на гармонии, которые раздвигают границы восприятия, а также расширяют академический опыт. Конечным произведением научного искусства могут быть: инсталляция, видео арт, перфоманс, VR/AR проект, эксперимент, исследование в т.ч. с использованием технологий искусственного интеллекта. Основным критерием здесь является социальная и художественная значимость нового опыта, в основе которого лежит исследование научного явления с использованием технологий в формате современного искусства.


См также раздел ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ИСКУССТВА. Мы ценим потенциал создания историй и умение креатора материализовать свои идеи в виде объектов, эстетически и концептуально привлекательных для современного зрителя. Подробнее об инструментарии и форматах читайте в разделе СЛОВАРЬ НАУЧНОГО ИСКУССТВА.

О ТЕМАХ ФЕСТИВАЛЯ

Каждый год фестиваль «Частоты» исследует разнообразные темы:

в 2020 г осмысление феномена фреквенции как физической уникальной «вибрационной подписи» живых объектов,

в 2021 г — «Живые и неживые антенны»,

в 2022 г — «Волшебство сверхтехнологий».


В 2023 году мы предлагаем поразмышлять вместе на тему изучения космоса, его эстетики и его первой выставки «Звездный храм» в рамках четвёртого выпуска фестиваля.

Мы бы хотели посвятить художественное высказывание нашей планете Земля, рассмотреть в контексте выставки феномен красоты, как некого «протоконструкта» всего живого. С точки зрения философии, антропологии и футурологии, нам интересно рассмотреть в контексте этики такие феномены, как постчеловек, трансгуманизм, постгуманизм, эволюция, цифровое бессмертие, крионика, био-человек, дигитальный субъект.


В 2024 году пятый сезон фестиваля научного искусства Частоты представит выставочный проект «Разность потенциалов», посвящённый исследованию таких физических феноменов, как поле, энергия, импульс, частота, а также звук, свет, цвет, дифракция и интерференция, - в контексте художественного осмысления разнообразия современных трактовок материальности.


2023


Выставка #3
Частоты 4.0 «Очарованный кварк»
2.12.23’ – 22.12.23’

Заключительная выставка четвертого сезона фестиваля научного искусства «Частоты».

Открытие кварка в своё время породило целое направление — так называемой, «физики очарования», или — «очарованной физики». Слово "кварк" (лишь впоследствии ставшее научным термином) впервые появилось в романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану» как часть фразы «Три кварка для мистера Марка!». В 60-е годы ХХ века, когда ученые занялись построением теории элементарных частиц, американский физик и лауреат Нобелевской премии Мюррей Гелл-Манн предложил использовать его как строгий термин.

Не так давно CERN, в которую входят и многие российские институты, объявила об открытии новой частицы — экзотического тетракварка. Новая частица сильно выделяется из ряда других экспериментально открытых частиц тем, что это так называемый дважды очарованный тетракварк. Сегодня для представителей современного искусства терминология, заимствованная из областей физики, квантовой физики и астрофизики, - подобно тому, как это происходило в 60-е гг. годы ХХв., - представляет богатый источник вдохновения и стимулирует расширение полей исследования.

Язык науки, явленный в своего рода высших понятиях, способен питать художественное воображение и структурировать мышление, позволяя «космосу становиться ближе». Миссия фестиваля заключается в объединении двух типологий — эстетического, то есть по большей части чисто созерцательного состояния, с сугубо научной оценкой происходящего, в объединении художественного опыта и строго научного подхода. Извечная дилемма эстетического и физического отныне может быть разрешена в синтезе целого ряда авторских достижений и подтверждением этого является фестиваль Частоты, объединивший в себе огромную плеяду современно мыслящих авторов.

О ПАРТНЁРАХ ФЕСТИВАЛЯ
СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
О ПЛОЩАДКАХ ФЕСТИВАЛЯ

В проекте 2023-го года научного фестиваля Объединение «Выставочные залы Москвы»

задействовало площадки Галереи Ходынка, Галереи На Песчаной и Галереи Здесь на Таганке.


В 2024 году научный фестиваль Объединение «Выставочные залы Москвы» задействует площадки Галерей: Ходынка, Пересветов переулок и Богородское.

АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ НАУЧНОГО ИСКУССТВА «БАЗАРОВЛАБ»
Объединение выставочные Залы Москвы открывает арт-резиденцию для художников научного искусства (art science) «БазаровЛаб» на базе Галереи Ходынка.

Резиденция будет открыта как для начинающих художников, так и для зрелых авторов, а также профессиональных ученых и исследователей, студентов научно-исследовательских ВУЗов.


Подробности, условия для резидентов и заявка на участие по ссылке.

ОБ АВТОРЕ ФЕСТИВАЛЯ
Елена Ковылина

Российская художница, куратор и искусствовед. Работает в технике

перформанса, акционизма и видео, а также живописи. С 1999 года — член Союза художников России. Лауреатка премии в области современного искусства «Инновация» (2006), премии Российской Академии Художеств «Против течения» (2014).


Работы хранятся в собраниях Московского музея современного искусства, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Национального музея женщин в искусствах (Вашингтон), Fondazione Sandretto Re Rebaudengo в Турине, Европейского дома фотографии в Париже, Фонда V-A-C (Москва), Центра Videoinsight (Турин), Kunsthalle Hamburg, Гамбург и в частных коллекциях во всем мире.

ОБ АВТОРЕ ФЕСТИВАЛЯ
Елена Ковылина

Российская художница, куратор и искусствовед. Работает в технике

перформанса, акционизма и видео, а также живописи. С 1999 года — член Союза художников России. Лауреатка премии в области современного искусства «Инновация» (2006), премии Российской Академии Художеств «Против течения» (2014).


Работы хранятся в собраниях Московского музея современного искусства, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Национального музея женщин в искусствах (Вашингтон), Fondazione Sandretto Re Rebaudengo в Турине, Европейского дома фотографии в Париже, Фонда V-A-C (Москва), Центра Videoinsight (Турин), Kunsthalle Hamburg, Гамбург и в частных коллекциях во всем мире.

ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ

Объединение «Выставочные залы Москвы» – единственная в России сеть выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства, в состав которой входит 24 галереи в 9 округах Москвы.


Наша основная миссия – формирование культуры в разных районах города.


В 2023 году Объединению исполнилось 10 лет. Мы делаем искусство доступным для каждого!


Сайт: vzmoscow.ru


#ИскусствоРядом