Новости VZ

Искусство рядом: 10 лет вместе

Объединение «Выставочные залы Москвы» основано в 2013 году и является учреждением музейного типа, которое относится к выставочным залам. Объединение представляет собой сеть современных выставочных площадок, которые работают с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства. В настоящее время в Объединение входят 22 галереи, расположенные в 9 округах Москвы.

Объединение в Истории

Выставочные залы возникли в 1980-е годы по инициативе Московского городского комитета КПСС для работы с населением в области культуры. Галереи уже тогда располагались в разных частях Москвы. Такая вынужденная автономия не случайна и имеет свои преимущества: ранее в залах экспонировали свои произведения живописцы, графики, скульпторы, не входившие в закрытую для большинства из них систему ассоциаций, союзов художников и не имевшие возможности демонстрировать работы на таких площадках, как Центральный дом художника или залы на Кузнецком Мосту. В начале 1990-х годов выставочные залы получили большую свободу. Их руководителям было предписано оформить юридическое лицо, что расширило круг полномочий, а значит и возможностей для масштабирования.

Галереи Объединения

Сейчас в Объединении 22 галереи, но, на момент формирования 18 июля 2013 года, по распоряжению Департамента культуры города Москвы было присоединено всего 18 галерей.

Хронология присоединения галерей.
2014 год: Галерея Варшавка, Галерея Давыдково, Галерея Ходынка, Галерея Пересветов Переулок , Галерея на Шаболовке, Галерея Загорье, Галерея Песчаная, Галерея Ростокино, Галерея на Каширке, Галерея Нагорная, Галерея Богородское, Галерея Солнцево, Галерея Здесь на Таганке, Галерея Беляево, Галерея Измайлово, Галерея Печатники.
2015 год: Галерея Выхино
2018 год: Галерея А3, Галерея Парк
2022 год: Галерея Тушино, Галерея Краснохолмская
2023 год: Галерея Китай-город, Мета-Галерея 23

По случаю юбилея Объединение открывает свою новую галерею в метавселенной, которая станет 23й. Сюда вошли работы цифровых художников наших залов Галереи Краснохолмская: Дарьи Григорьевы, Mashine Manifesto, Анастасии Злодеевой и Ангелины Амброс, Екатерины Галицкой; Галереи Ходынка: Елизаветы Янак, Константина Худякова, Dielm Bizarre; Галереи Здесь на Таганке: Руслана Вяльцева, Фаяза Азизова, Артема Ткача, Даниила Зуева.

Руководство Объединения

Основная цель формирования Объединения заключалась в создании таких выставочных пространств за пределами Садового кольца, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям района, а с другой, соответствовали высокому уровня качества выставочных проектов.

В объединении сегодня работает 173 сотрудника из них более 20 являются старожилами компании. Свой вклад в развитие галерей вносят администраторы, методисты, кураторы, а также руководители Объединения:
Фокина Елизавета Борисовна (руководила Объединением с 2013 - 2016 год), Сапрыкина Алина Николаевна (руководила Объединением в 2016 году), Бушуева Марина Сергеевна (руководила Объединением с 2016 - 2020 год), Фаресова Ксения Станиславовна (руководила Объединением с 2020 - 2022 год), Берёзкина Инна Александровна (2022 – настоящее время).

«Сегодня как никогда возросла значимость нашей профессии, поскольку на нас, как на работников культуры, возлагается большая ответственность по сохранению и развитию богатых отечественных традиций и формированию новой культурной среды. Объединение «Выставочные залы Москвы» планирует новую образовательную программу по развитию цифрового искусства и смежных дисциплин под руководством основоположника советского, российского компьютерного цифрового искусства, президента Творческого союза художников России, действительного члена Российской Академии Художеств, Константина Худякова, а также развитие Art Science направления при партнерской поддержке Сколтех и Арт-кластера «Таврида» - Березкина Инна Александровна, руководитель Объединения.

Выставки и художники

Для достижения поставленных целей в галереях проводятся выставки различных масштабов и направлений, общегородские культурные акции в поддержку как молодых художников, так и состоявшихся метров. В залах наших галерей проходили выставки как начинающих творцов, так и уже знаменитых художников: Андрея Будаева, Валерия Светлицкого, Александра Кацалапа, реж. Инессы Ковалевской, Евгения Данилевского, Романа Ермакова, Владимира Глебова-Вадбольского, Марины Лейзгольд, Александра Панкина, Сергея Мильченко, Зураба Церетели, Константина Худякова, Вовы Перкина, Михаила Аввакумова, Ивана Лунгина, Николая Рындиня, Александра Иоффе, Бернара Бюффе, Юрия Менчиц, Дмитрия Каварги, Леонида Баранова, Василия Бубнова, Эдуарда Аниконова, Айдан Салаховой, Анатолия и Нины Любавиной.

В нескольких галереях Объединения существуют постоянные выставочные экспозиции:
«Центр идентичности — музей района» в Галерее Беляево
«Минимузей» в Галерее Выхино и Галерее Печатники;
«Музей куклы» в Галерее Давыдково;
«Музей авангарда» в Галерее На Шаболовке;
Саунд-арт галерея «SA))_gallery» в Галерее Краснохолмская.
«Минимузей»
«Минимузей» – уникальный проект, который знакомит посетителей с материально-предметной культурой прошлого и ее отражением в современном дизайне и искусстве.

«Минимузей» – совместный проект двух галерей: Галереи «Выхино», Мастерской ТАФ и Галереи «Печатники», который знакомит посетителей с материально-предметной культурой прошлого и ее отражением в современном дизайне и искусстве.

Мастерская-ТАФ (Театр Архитектурной Формы) – команда единомышленников, архитекторов, дизайнеров под руководством профессора МАРХИ, основателя авторской дизайнерской школы Александра Ермолаева. В своей многообразной деятельности – педагогика, проектирование, станковое творчество, издание книг – Мастерская придерживается принципов естественности, уместности, соединения умной традиции и неожиданной современности. Более 20 лет в северной деревне Ошевенск Архангельской обл. Мастерская-ТАФ бережно сохраняет уникальную традиционную среду, умело и точно добавляя в нее архитектурно-дизайнерские современные решения. Там же собрана коллекция предметов народного «протодизайна» – архаичной мебели, крестьянской утвари, рабочих инструментов и орудий труда.

Мастерская-ТАФ открывает «протодизайн» зрителю с 1999 года с помощью авторских изданий, и серии масштабных экспозиций – в Новом Манеже, в музее ВМДПИ, в Музее архитектуры им. Щусева, в Центре им. Андрея Сахарова и др.

Экспозиция «Минимузея» в Печатниках показывает примеры правильного хорошего дизайна – социально-ориентированного, рационального, экономного, эстетически умеренного, контекстуального и остроумного –в материально-предметной культуре прошлого и настоящего. Такие проявления естественности, простоты, здравого смысла и изобретательности можно найти как в народных предметах, так и в городской дореволюционной культуре, в советском анонимном промышленном дизайне, продолжающем идеи «производственного искусства» русского авангарда и в современном скандинавском функциональном дизайне.

Любой из музейных экспонатов – крестьянский лубяной короб, коробка из-под печенья фабрики Эйнем, советская мясорубка или современные емкости для хранения из картона – сделан просто, честно и функционально.

Знакомя с ними, создатели музея хотят помочь всем нам, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью. А также показать связь между достоинствами архаического российского дизайна и последующими проявлениями дизайнерской мысли. Ведь без понимания этих основ трудно представить дальнейшее здоровое развитие российской материально-художественной культуры.

«Музей Авангарда»
Музей Авангарда на Шаболовке был запущен в 2017 году. В нём представлена как архитектура 1920-1930-х годов в Москве (конструктивизм и рационализм, социальные и архитектурные эксперименты на примере зданий района, повседневность советского города 1920-1930-х годов), так и история района через личные воспоминания жителей.

Музей существует в формате «in progress» и постоянно пополняется. Кроме того, он является площадкой для дискуссий, встреч, круглых столов, посвященных будущему района и сохранению его материального и нематериального наследия.

Экспонаты музея археологические находки, документы, книги, мемориальные предметы, фотографии, интервью, макеты и чертежи зданий, всего более 200 предметов, фотографий и документов, в основном собранные в частных собраниях и у жителей Шаболовки.

«Музей истории куклы»
Кукла – один из интереснейших объектов материальной и духовной культуры человечества. Ученые полагают, что куклы появились на нашей планете вместе с человеком. Их обнаруживали в раскопках древнейших цивилизаций. У всех народов мира существуют мифы и легенды, связанные с куклой. Исторически у неё было много функций и предназначений, многие из которых ныне совершенно забыты.

В Галерее Давыдково есть одна потайная комната. Там живут куклы. Они приехали из кукольных театров Индии, Бирмы, Китая, Индонезии, Японии, Европы. Приехали, чтобы рассказывать нашим маленьким и большим зрителям свои истории. Кукла очень активно взаимодействует со средой, она актриса, умеющая обыгрывать любое пространство, от маленькой комнатки или чуланчика до городской улицы и лесной лужайки.

В основе Музея истории куклы Галереи Давыдково лежит частное собрание Президента Фонда Куклы Мира и коллекционера Ланы Летта.

Как же попасть на экскурсию в этот музей? Лучше всего собрать группу единомышленников, человек 8 – 10, позвонить по телефону 8(499)445-16-50 и договориться о дне и времени экскурсии, потому что куклы – создания капризные, им нужно подготовиться, чтобы понравиться зрителям!

«SA))_gallery»
Первая в России стационарная галерея, технически и концептуально специализированная на современном звуковом искусстве (саунд арт). Проект создан и поддерживается сообществом SoundArtist.ru и является продолжением работы саунд- арт фреймворка SA))_Q-O, разработанного в 2014-м году. Галерея располагалась в здании Электромузея в Ростокино (Москва) с 2014 по 2021 год. С 2022 SA))_gallery находится в здании Галереи Краснохолмская в районе метро Таганская в центре Москвы.

Первый проект SA))_gallery разработан в 2014 командой SA))_R&D: Сергеем Касич, Олегом Макаровым, Валей Фетисовой, Katerina Examiliotu.
«Центр идентичности — музей района»
Архитекторы бюро А. Бродского спроектировали пространство Центра идентичности, исходя из его основной цели — документировать, анализировать, создавать районный архив источников и артефактов. Получился не краеведческий музей, а динамичное, трансформируемое пространство с медиатекой.

История района и его жителей представлена в экспозиции в рассказах, воспоминаниях, личных вещах, фотографиях, архивных материалах.

Дизайн-проект: Сара Леви, Михаил Иванов (Архитектурное бюро Александра Бродского)

В ноябре 2019 года в Галерее Беляево в рамках проекта «Развитие Беляево» открылся «Центр идентичности — музей района».

Проект реализовался победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда В. Потанина. Изучение материального и нематериального наследия микрорайона Беляево, расположенного в территориальных границах района Коньково на Юго-западе Москвы, привело галерею «Беляево» к идее создания музейного центра района, который занимался бы исследованием идентичности человека, места и времени.

Объединение в цифрах

С 2014 года в Объединение вошло 22 галереи.
С 2017 по 2023 год наши галереи посетило 1 290 700 человек.
С 2017 по 2023 год мы провели 11 312 выставок и мероприятий.

Объединение «Выставочные залы Москвы» – единственная в России сеть выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства, в состав которой входит 22 галереи в 9 округах Москвы.

Наша основная миссия – формирование культуры в разных районах города. Мы делаем искусство доступным для каждого! Следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях.
Новости VZ